Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Авторство
ARCONCLUB (архив) > Разное > Наши права
JurassicStudio
Недавно стал свидетелем разговора по одной щекотливой теме.
Шел разговор о том, кому принадлежат права на дизайн-проект: заказчику, который платит деньги или дизайнеру/архитектору, который разрабатывает. А так как определенную лепту при проектировании под нужды заказчика вносит он тоже, то это еще больше вносит путаницу. Я так понимаю, если в договоре не заложены понятия передачи авторских прав и нигде они не были заявлены, то они принадлежат всем поровну.

Немного усложним ситуацию. Точнее создадим ряд вопросов:

1. Имеет ли право заказчик или дизайнер требовать, чтобы картинки или чертежи, используемые в проекте, нигде не афишировались?
2. Может ли заказчик и имеет ли право запретить фотографировать объект или запретить их кому-либо показывать?
3. Имеет ли право заказчик, если не оговаривалось каким-либо соглашением, предъявлять претензии по поводу опубликованных фотографий или отдельным пунктом, картинок?

Хотелось бы знать, что вы думаете по этому поводу.
Рыбаков
Надо проштудировать закон об авторских и смежных правах. Хотя точного ответа и там нет. И, в принципе, не может быть. Дело в том, что, если говорить о дизайне как таковом, то речь идет об авторских правах на пром-образец, на который патент оформляется в установленном порядке. Только не надо путать с опытным образцом. Если дизайнер работает в фирме, например автостроительной, то права на его творения принадлежат этой фирме. Это оговаривается условиями контракта, дизайнер не имеет права ни творить, ни хранить результаты работы вне фирмы. Результаты работы в виде вариантов, если фирма не считает нужным хранить их, тем более тратить деньги и патентовать их на всякий случай, могут быть уничтожены без претензий со стороны автора.
Что касается средового дизайна или архитектуры, то патентные признаки очень трудно определить, кроме случаев откровенного копирования. Ведь и сами авторы используют все богатство предшествующих произведений (стили, к примеру). Мало того, авторы направления или стиля совсем не против, они рады, что их идеи развиваются, создают свои школы. А, что говорить об интерьерном дизайне? Ведь надо быть модным, а значит использовать тенденции и достижения других дизайнеров. Ведь это не пиратское промышленное производство мебели, например. Это всегда компиляция идей. И доказать, что Вашу идею стырили очень сложно. Может оказаться, что и Ваша идея стырина, или поймана из витающих в воздухе дизайнерских идей.
Проект является интеллектуальной собственностью автора, сколько бы денег за него не заплатил клиент. Он вправе его тиражировать. Вопрос только в том – зачем? Лень придумать новое? Тогда о каком творчестве может идти речь? Да и вряд ли можно втюхать второй раз проект другому заказчику.
Дизайнер отрабатывает приемы, стиль, подчерк, ноу-хау присущие только ему. Но запатентовать все это не реально.
Что касается заказчиков, то в любом случае он участвует в проектировании. Как без него?
Во-первых, он должен сформулировать задание на проект. А если он лезет, в основном по причине генетического жлобства, во все дырки проекта, то это вовсе не означает его авторства. Авторства на что? На подбор рюш к унитазу? Да пускай считает автором себя на этот счет. Он, что, открыжит бабки с гонорара дизайнера на эту «идею»? А если он такой умный, то и пускай все сам делает! Дизайнеру-то зачем такой клиент? Ради денег идти на все тяжкие, становясь опущенным рабом? Вот я и не лезу в эти «декоративности». Хочешь дизайну – почувствуй его! Другое дело – под ключ. Только где такого клиента найти?
Поэтому печатайте, публикуйте свои проекты! Но, только проекты. А опубликование реализации его надо заранее оговорить, тем более с указанием данных клиента. Это ребята уже не Ваше, это его частная собственность и частная жизнь. Здесь он вправе качать права.
Так, что не ломайте мозг. На тираже интерьеров вряд ли заработаете. Это смешно и крайне глупо. Вот если придумали мебель, узор, гаджет, фурнитуру, имеющие перспективы тиража, массового производства, тогда оформляйте права на них. Только это денег стоит и кучу времени. Например, для поиска, изучения и составления реестра аналогов. Вот в этом реестре Вы и должны доказать, что Ваша «дизайна» обладает признаками патентной чистоты. Вам это надо? Лучше потратить время на генерацию новых идей, пускай даже с использованием чужих. Это не зазорно. Важно поймать идею и развить. Это объективные законы данной области деятельности. Для этого и существуют биеналы, Миланы, и прочие Парижи. Обмен идеями, генерация новых, движение дизайна и архитектуры в будующее. И никто к вам претензий не предъявит. Может и спасибо скажут. Даже, если стырите картинку 1 в один, просто пожалеют как убогого и утвердятся в своей гениальности. Мол такое придумал, что какие-то уроды копируют.
Олег
По пункту 1- наш уважаемый форумчанин Тринити заключает договор с заказчиком, согласно которому все авторские права принадлежать дизайнеру. Если заказчик хочет, что бы его проект нигде не афишировался и не повторялся, он должен заключить дополнительный договор за дополнительные 25 проц. от стоимости основного договора.
По пункту 2- может. Это его квартира.
По пункту 3- см. пункт 1

Цитата
Проект является интеллектуальной собственностью автора, сколько бы денег за него не заплатил клиент.

Это верно лишь в том случае, если при создании проекта не нарушалась интеллектуальная собственность третьих сторон.
То есть, если проект сделан в варезной программе (или с использованием варезных объектов), то никакого авторского права на этот проект у дизайнера нет и быть не может.
В подобной ситуации, в случае судебной тяжбы, у заказчика, как добропорядочного приобретателя, больше шансов отстоять свое право на использование проекта, нежели чем у дизайнера, которому еще и срок влепить могут.
Для страховки от таких неприятностей следует в договоре указывать программы, которые используются, номера лицензионных соглашений и т.д.
В западных странах так же указывают используемые шрифты, текстуры и т.д.
Verba
На соавторство в проекте могут претендовать все те, кто внес свой ТВОРЧЕСКИЙ вклад в создании проекта.,
Рыбаков
Так вот и причина легализоваться! Что мы и делаем потихоньку. А то авторские права, авторские права... Надо бы сначала получить права на чужое, причем, несравнимо более сложное чем картинки интерьеров.
Думайте ребята, думайте, я давно об этом говорил.
Олег
Не совсем в тему, но вы же понимаете, что я не мог не озвучить очередной отжиг от копирастов.
Хотел поначалу в юмор запостить, но, наверное, кое-кому от такого будет не смешно.
http://news.max33.com/novosti/news_2009-10...-33-02-322.html
FilinS
Цитата
очередной отжиг от копирастов.
ты буковки попутал.. надо было вместо "копи" написать "пида" (или "пиде"..))
вот тогда было бы правильно..
а то эти.. "расты" уже и футбольные позывные окучивали и многия другия лета..
самое печальное - все по закону.. и ведь не пошлешь их куды-нить к "растам"..
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.